Ford

Парижская выставка «РЕТРОМОБИЛЬ»

 

«Автомобилем столетия» мировая общественность назвала Ford Т. Он стал первым транспортным средством, изготовленным по методике научной организации труда, обоснованной Фредериком Тейлором еще в XIX столетии. В 1911 году труды американского исследователя были опубликованы, а в 1913 году ознакомившийся с ними промышленник Генри Форд перевел выпуск своей модели Т на поток. С 1908 по 1927 год было выпущено более 15 миллионов Ford Т. Успех модели Т так и остался в истории непревзойденным: в 1923 году этот автомобиль занимал 50-процентную долю на американском рынке. Генри Форд прославился не только как основоположник массового производства, но и как первый капиталист-смутьян, своим примером разрушавший представление об «эксплуататорах-кровопийцах». Он ввел научно обоснованные нормы труда, централизованное медицинское обслуживание, основал школы подготовки кадров, различные клубы. Наконец, он во всеуслышание заговорил о том, что рабочие являются его партнерами по бизнесу. Длительное время он удерживал самые высокие в США ставки заработной платы (чем, кстати, способствовал тому, что рабочие покупали его «фордики»). В нашей стране к промышленнику всегда было неоднозначное отношение. То призывали изучать его опыт, даже завод построили по его лицензии (только ничего путного не вышло), то публично клеймили его. Короче, российского Форда сделать не удалось.

Citroen 5CV
5cv.jpg (26748 bytes)

Последователем Форда во Франции был Андрэ Ситроен — ловкий промышленник, поднявшийся на военных поставках в годы Первой мировой. Его шрапнелями стреляли знаменитые российские трехдюймовки. Ситроена отличала потрясающая хватка, он брался за задачи, от которых открещивались маститые оружейники. Граф Игнатьев, в ту пору военный атташе России во Франции, вспоминал, как в кабинет «вкатился быстрым, энергичным шагом маленький человек лет сорока в безупречной черной визитке, с маленькой ленточкой Почетного легиона в петлице». Тогда Ситроен получил и выполнил сложнейший русский заказ. После подписания Компьенского мира Ситроен вновь нанес визит генералу. «В течение скольких лет не будет войны?» — задал он вопрос. И, узнав, что лет десять его услуги в качестве оружейника могут не понадобиться, он завел разговор с генералом о новом направлении деятельности — автомобилестроении. Кто знает, может, именно тот разговор стал для Ситроена определяющим? Так или иначе, а в 1919 году появился Citroen Тур А, а затем, ровно 80 лет назад, — и 5CV (на снимке), определивший направленность компании на недорогие массовые модели. Участвуя в выставке «Ретромобиль», компания Citroen в очередной раз напомнила о том, что всегда создавала необычные автомобили. Так, модель 5CV получила название «лист клевера» за третье сиденье, которое удалось втиснуть в маленький кузов позади двух передних.

Sauber-Mercedes C11
sauber_c11.jpg (25400 bytes)

Идеи, заложенные в этот спортивный болид, только начинают внедряться в серийное производство, и тем не менее он — уже памятник истории. В 1990 году Sauber-Mercedes С11 с экипажем Шлессер/Бальди завоевал титул чемпиона мира по гонкам в группе С. Восьмицилиндровый мотор с двумя турбокомпрессорами обладал мощностью 730 л.с. Компания DaimterChryster, подошедшая к очередной серии юбилеев, выступила на «Ретромобиле» с обширной экспозицией. На заднем плане виден уникальный гоночный 150-сильный Benz 1908 года, побывавший в многочисленных спортивных баталиях. На нем неоднократно блистал Виктор Эмери,слава которого вполне соизмерима с сегодняшней известностью Михаэля Шумахера. Эмери аплодировали не только в Европе, но и в России, и в США.

Читать так же:  2012 Ford Interceptor полиции

Bucciali TAV12
bucciali_tav12.jpg (23295 bytes)

Собирательство автомобильных раритетов — не только увлечение, но и способ вложения капиталов. Многие экспонаты выставки, такие, как Bucciali TAV12 1932 года, стоят не одну сотню тысяч долларов. Еще бы, ведь таких машин сегодня сохранилось всего две. Случается, что цена переваливает и за миллион! Сделки на такие суммы обычно совершаются на аукционах. Несколько известных аукционных домов, такие как, Sotheby’s и Christie’s, участвовали в «Ретромобиле». Последней компании, между прочим, принадлежит так и не покоренный рекорд минувшего века: в 1987 году с ее торгов Bugatti Type 41 La Royale ушел за 5,5 миллиона фунтов стерлингов! Что же касается Bucciali TAV12, то она не являлась самым дорогим экспонатом на стенде почтенного аукциона, но безусловно — самым необычным. В ряду остальных этот автомобиль выделяют передний привод, 4,9-литровый двигатель V12 мощностью 125 л.с., литые колеса из алюминиевого сплава. Литые диски спустя полвека изобретут вновь, а их поистине гигантский диаметр — 20 дюймов — сегодня постепенно входит в употребление. Автомобили братьев Буч, как друзья называли Анжело и Поль-Альбера Бюччиали, всегда получали самые роскошные кузовы. В данном случае — работы французской мастерской Saoutchick. На таких машинах богатеи «золотого века» устраивали своеобразные «смотрины» на побережье Ривьеры. Но вскоре в Европе начался экономический кризис, и TAV12 стал последним проданным автомобилем фирмы.

Aerotrain 02
aerotrain02.jpg (20197 bytes)

Вагоны на воздушной подушке — тоже интересно. Тем более что идея создания наземного транспортного средства без колес до сих пор вдохновляет изобретателей. Отсутствие трения между колесами и дорожным полотном означало бы уменьшение тепловых нагрузок, устранение вибраций и шума. Французский военный инженер Жан Бертэн был первым,кто отважился воплотить идею в жизнь. Его двухместный реактивный Aerotrain 02 достиг 22 января 1969 года скорости 422 км/ч.! Трудно даже назвать вагоном этот необычный аппарат, скользящий поверх бетонного паза. Жан Бертэн получал субсидирование от французского правительства. Один из его «поездов», на этот раз многоместный, должен был развивать сверхзвуковую скорость! Однако министерство транспорта подписало контракт на создание сети скоростных железнодорожных магистралей и поездов TGV. Это известие ошеломленный Бертэн перенести не смог и вскоре умер. Организаторы «Ретромобиля» не только разыскали и восстановили два уцелевших экспериментальных вагона, но и создали фонд памяти незаурядного инженера.

Читать так же:  Ford Transit Connect Семья одно понятие

Ferrari 330 TRI
330tri.jpg (25907 bytes)

Какой праздник старинного автомобиля может обойтись без Ferrari! В создание имиджа марки эта компания ежегодно вкладывает более 140 миллионов долларов. На выставке развернула свой стенд известная страховая контора LDA, много лет страхующая заводскую коллекцию фирмы. Уникальный автомобиль, который вы видите на снимке — Ferrari 330 TRI, победивший в 1962 году на гонках «24 часа Ле Мана». Его стартовая стоимость, будь он выставлен на аукцион, могла бы составить полтора-два миллиона долларов. С согласия хозяев стенда (их специализация — торговля одеждой и головными уборами для владельцев старинных открытых машин) можно было дотронуться до Ferrari рукой или даже открыть ее капот.

Renault 10CV
10cv.jpg (22829 bytes)

В выставке участвовали все автомобильные компании Франции. Renault привезла экспонаты своей заводской коллекции, недоступные взору обычной публики. Надо сказать, что сейчас автомобильные компании создают при себе штаты профессиональных реставраторов, выкупают у частных лиц наиболее ценные экспонаты. Даже отечественные ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, пустившие в былые годы под автоген уникальные памятники техники, спохватились и выкраивают средства на музей. Лидирует ГАЗ, выделяющийся на фоне остальных особенно бережливым отношением к истории. Недавно этот завод стал обладателем архива автомобильного дизайнера Юрия Долматовского. А пример надо брать с Франции! Посмотрите, в каком превосходном состоянии сохранены экспонаты Renault! И конечно, поданы они с истинно французским изяществом — свежие цветы в багажнике Renault 10CV конца 20-х годов. Перед нами — одна из первых попыток создать автомобиль с универсальным кузовом, пригодным и для пассажиров, и для небольших партий товара.

Peugeot 207 СС
207cc.jpg (19166 bytes)

На состоявшейся в марте этого года в Женеве автомобильной выставке «кабриолетом года» был признан Peugeot 207 СС, у которого жесткая крыша целиком убирается в багажник. Таким образом получило широкое признание необычное техническое решение, вынашиваемое в недрах компании почти 70 лет. В 1933 году некий зубной врач и страстный механик по фамилии Полен впервые предложил идею превращения закрытого автомобиля в открытый и наоборот. Жесткая крыша лучше мягкого тента защищала от непогоды. Выглядела она изящнее и дороже: в те годы целиком закрытые автомобили относили к предметам роскоши. Дантисту удалось заинтересовать Peugeot, и та начала мелкосерийное производство. Из 13 545 очень популярных автомобилей Peugeot 401 в 1935 году только 79 машин были преобразованы в версию 401D Eclipse «Electrique». Представляете, какая редкость теперь эта машина! В заводском музее компании в городе Сошо она — один из самых оберегаемых экспонатов.

Читать так же:  2011 Corvette Z06 углерода лимитированная серия

BMW Turbo
turbo.jpg (24558 bytes)

Словно раскаленное в горне лезвие меча — концепт-кар BMW Turbo. Только возраст у этого «автомобиля будущего» приличный. Машина была построена в 1972 году по эскизам выдающегося автомобильного дизайнера современности Поля Брака. Этот человек стоял за имперской сдержанностью Mersedes-Benz, он придумал хищный оскал современных BMW, ему компания Peugeot обязана элегантным изгибом кромки капота. Поль Брак всегда много экспериментировал, и концепт-кар Turbo — один из таких опытов. Турбонагнетатели в те годы еще только входили в моду, они сулили значительное повышение мощности двигателя. Поэтому и мысли дизайнеров витали вокруг стремительных, клиновидных силуэтов. Двигатель у Turbo расположен за сиденьями водителя и пассажира, доступ к нему открывает огромный задний капот. Двери у машины поднимаются вверх (это решение не выдержало критики специалистов по безопасности, поскольку из перевернутой машины невозможно было бы выбраться). Напротив, другое новшество было востребовано «безопасниками» — энергопоглощающие бамперы, сделанные совместно с кузовом. Итальянская кузовостроительная мастерская Michelotti помогла BMW построить только два прототипа Turbo, однако эта модель послужила своеобразным «трамплином» для малосерийной BMW M1, созданной и выпускавшейся итальянской компанией ItalDesign с 1978 года.

Тур 57
typ57.jpg (22322 bytes)

Если спросить французов, какая из автомобильных марок прошлого ими наиболее любима, большинство назовут Bugatti. Эту фирму основал в эльзасском городке Мольсхайм выходец из старинной итальянской семьи мебельщиков Этторе Бугатти. В семье всегда ценилось прекрасное. Мальчиком Этторе общался с композиторами Пуччини и Леонкавалло, скульпторами Трубецким и Роденом и даже со Львом Толстым. Отец Бугатти преуспевал, и дом его — сначала в Италии, а затем и во Франции — всегда был открыт для представителей богемы. Юного Бугатти заворожила техника: кто-то из гостей дома дал ему прокатиться на трицикле с мотором. Бугатти начал участвовать в соревнованиях, сам вносил усовершенствования в машины, на которых выступал. Перед Первой мировой войной он стал известным конструктором. Заработанные на создании малолитражки для Peugeot деньги позволили ему основать собственную фирму.Бугатти создавал выдающиеся по конструкции машины, однако им порой двигала не техническая целесообразность, а постоянно проявлявшаяся в нем тяга к совершенству формы. У Бугатти находилось немало единомышленников среди кузовщиков, и такие известные мастерские, как Gangloff, Kellner, Letourneur&Marchand, Van Vooren, создавали на шасси из Мольсхайма настоящие произведения искусства. Одной из самых известных моделей фирмы была Тур 57, разработанная сыном предпринимателя Жаном. Она оснащалась восьмицилиндровым мотором с двумя верхними распределительными валами, который обладал достаточно высокой по меркам тридцатых годов мощностью в 170 л.с. «57-я» выпускалась с 1934 по 1939 год, и каждый из 830 изготовленных образцов высоко ценятся коллекционерами.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button