Opel

Концепт-кар BERTONE FILO

 

Езда по проводам
Этот термин появился в языке автомобильных специалистов не более десяти лет назад, однако вошел в него не менее прочно, чем словосочетание сайт такси 2321111, ставшее синонимом оперативного вызова недорогого такси.

. Дословно «Drive-by-wire» означает «управление чем-либо без помощи механической связи». Понятие пришло из авиации, где уже не один десяток лет все органы управления связаны с исполнительными системами проводами. Fly-by-wire, «летаем по проводам», говорят инженеры аэрокосмического филиала SKF — «Sarma». К слову, из авиации автомобильная отрасль черпает идеи постоянно. У автомобилестроителей просто нет таких средств на проведение исследований, как у аэрокосмической, по сути, оборонной отрасли. Так, из авиастроения пришли известные сегодня всем шины обмена данными между бортовыми электронными устройствами CAN-bus.

filo_back.jpg (17208 bytes)

Автомобилисты быстро расширили терминологию. Появились понятия steer-by-wire, brake-by-wire — «рулить по проводам», «тормозить по проводам». Известны также педали газа, имеющие электронную связь с дроссельной заслонкой. Это устройство, называемое «Е-gas», обеспечивает более плавное увеличение подачи топливной смеси в цилиндры. Создатели концепт-кара «Bertone Filo» пошли дальше: рулевой механизм, акселератор, тормоза, переключение передач и управление сцеплением контролируются при помощи технологий, разработанных SKF совместно со знаменитыми итальянскими партнерами.

Руль — не руль
«Гайда» — так называется длинное весло венецианской гондолы. Это универсальный инструмент, служащий одновременно и рулем. Им же гондольер отталкивается от стен домов и других лодок в напряженном «уличном» движении древней столицы Венецианского королевства. «Guida» — так называется «баранка» у «Bertone Filo». Причем привычной рулевой колонки в машине нет — «баранка» закреплена на изогнутом кронштейне, установленном в центральном подлокотнике. Таким образом, ничто не мешает водителю принять наиболее удобную для него позу. И сидит он теперь, получается, не за рулем, а рядом с ним, «Guida» и внешне-то мало напоминает руль, скорее самолетный штурвал.

filo_guida.jpg (24809 bytes)

Это устройство позволяет не только рулить, но и переключать передача разгоняться или тормозить. Две ручки, за которые держится водитель, могут перемещаться вверх-вниз относительно сердцевины, причем совсем не много — на 20 градусов. Под большим пальцем правой руки у водителя расположены кнопки со знаками плюс и минус. Чтобы включить первую и все последующие передачи, следует нажимать на «плюс». Сцепление действует автоматически. Чтобы прибавить газу и сняться с тормозов, нужно слегка ослабить сжатие рукояток. Торможение же осуществляется сжатием рукояток. Таким способом создатели хотели приблизить манеру управления к естественным человеческим ощущениям.
В силу очень малого угла поворота колеса привод рулевого механизма полностью управляется логически, с учетом скорости машины, прилагаемого «Гайде» усилия. Исполнительное устройство представляет собой электромотор, закрепленный на рулевой рейке.

Читать так же:
Развитие компании Опель и новинки автоконцерна

Проводная «Filoсофия»
Небольшие электрогидравлические приводные механизмы — специализация Автомобильного исследовательского центра SKF. При этом широко используется 15-летний опыт аэрокосмического отделения компании. В частности, его наработки использованы в тормозах «Bertone Filo».
Совместно с итальянской фирмой «Brembo» разработаны алюминиевые суппорты, управляемые по проводам. Приводные механизмы составляют с суппортами единое целое. Диски тормозов изготовлены из углепластикового композита по технологии, которая сегодня активно перемещается из спорта в массовое производство. Углепластик дает немало преимуществ по сравнению с традиционными чугунными дисками.
Прежде всего новый материал на 50% легче. Значительно уменьшаются износ диска и стирание накладок. И наконец, главное. Углепласто-керамический диск работает при таких температурах, при которых обычный полностью теряет свои тормозные свойства. Шведы разработали оригинальный подшипник ступицы колеса, объединенный в один узел с тормозным диском.

filo_uzel.jpg (17122 bytes)

Он присоединяется к внешнему кольцу подшипника. Преимущество такого решения заключается также в уменьшении неподрессоренных масс. Кроме того, тормозной диск меньше подвергается короблению при работе в критических температурах. Правда, для воплощения этой красивой идеи в жизнь пришлось решить задачу неравного теплового расширения материала подшипника и углепласто-керамического сэндвича. Управление всеми системами «Bertone Filo» осуществляется единым электронным блоком, программное обеспечение которого можно по необходимости обновлять. Для обмена информацией используется шина передачи данных.

Стильная «Bertone»
Проектам этого итальянского кузовщика всегда были свойственны лаконичные формы с рублеными, почти плоскими поверхностями, а также минимальное количество декоративных элементов. «Bertone Filo» продолжает эту стилистическую линию. Кроме того, дизайнеров подстегивало желание облечь интересные инженерные идеи в оригинальную форму. «Bertone Filo» похож на самолет-невидимку. Салон его выдвинут вперед, а задняя часть укорочена и сильно наклонена. Это придает однообъемному силуэту машины стремительность. Лобовое стекло почти плоское, поэтому передние стойки крыши далеко выдаются вперед. Но дизайнеры не стали решать проблему открывания двери установкой дополнительной стойки.

filo_salon.jpg (23499 bytes)

Дверная рама повторяет линию крыши до самого соприкосновения стойки с капотом и изгибается в этом месте причудливым зигзагом. Когда двери открываются, эта их часть уходит вглубь салона, не мешая сидящим внутри.
Интерьер «Bertone Filo» также предельно лаконичен. Он решен скорее по мотивам гостиной, нежели в привычном автомобильном стиле. Для компании «Bertone», занимающейся дизайнерскими проектами в самых разных областях, такое решение естественно.

 

Back to top button