Fiat

Юбилей Fiat 500 Topolino

 


Уважаемый глава фирмы «Fiat» сеньор Аньелли считал, что в новом двухместном автомобиле за передним сиденьем должно оставаться достаточно места для двух детей или 50 килограммов багажа. При этом он изначально отвергал конструкцию с передними ведущими колесами, поскольку имел о ней самые неприятные воспоминания. Дело в том, что как-то раз сенатор был приглашен на испытания очередного экспериментального «Fiat». Это была переднеприводная машина конструкции инженера Оресте Лярдоне с трехцилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения. Но, когда в ней поехал сам сеньор Аньелли, она… неожиданно загорелась. Глава «Fiat» приказал прекратить все работы, а новое проектирование доверил уже не КБ легковых автомобилей, а… «авиамоторщикам».
Данте Джакоза приступил к работе над моделью с кодовым названием «Zero-A» 1 июня 1934 года. Опытный образец был изготовлен невероятно быстро, и его первый выезд на испытания состоялся уже 7 октября того же года. И это при том, что у новой машины не было ни одного узла или детали, унифицированных с другими моделями «Fiat». Даже двигатель для нее пришлось создавать, что называется, «с чистого листа». Подготовка серийного производства автомобильчика тоже шла стремительными темпами, и первые экземпляры сошли с конвейера 15 июня 1936 года — ровно через два года (!) после того, как на ватман легли первые линии.
Джакоза выбрал для машины классическую компоновку, хотя, как следует из его мемуаров, уже четко представлял себе преимущества переднеприводной схемы. Двигатель он вынес далеко вперед, за пределы колесной базы, и закрепил его на раме консольно, подобно авиамотору на раме фюзеляжа. А поскольку радиатор превратил бы капот в подобие поросячьего «пятачка», хитроумный Джакоза разместил его позади двигателя. В стремлении максимально упростить конструкцию ее создатель отказался от водяного насоса: вода циркулировала в системе охлаждения по принципу термосифона — благодаря разности температур. Не было у машины и бензонасоса — топливо поступало к карбюратору самотеком, потому что бензобак емкостью 22 литра разместился высоко под капотом. И еще: чтобы сделать четырехцилиндровый двигатель предельно коротким, Джакоза задал ему крошечный диаметр цилиндров — всего 52 мм, а коленчатый вал уложил… на двух опорах!
В общем, примитивизм был лейтмотивом всей конструкции «Zero-A». Машина получила раздвижные стекла в дверях, у багажника отсутствовала наружная крышка, «дворник» был всего один (перед водителем), а бамперы предполагалось устанавливать за дополнительную плату.

Читать так же:  Fiat будет производить свои джипы в России

…и международный успех
Вслед за итальянцами машинку, аналогичную «Fiat 500A» (такое официальное «имя» присвоили «Zero-A» в Турине), начала производить французская фирма «Simca». Соответственно она называлась «Simca 5». А в конце того же 1936 года за выпуск «пятисотки» взялся немецкий завод NSU. Его малютки «носили» эмблему «NSU-Fiat». И если на итальянских и французских вариантах «мышата» были цельнометаллическими купе со «скальпом» (матерчатым люком в крыше), то немцы делали еще и кабриолет, и даже спайдер. Эти два дополнительных кузова поставляла фирма «Weinsberg», и оба они имели деревянный каркас.
Вы не поверите, но был даже тюнинг! Так, во Франции маленькая фирма «Gordini», а в Италии тюнинговая компания «Siata» выпускали для двигателя «Fiat 500A» верхнеклапанные головки цилиндров и даже устанавливали нагнетатели. В результате отдельные силовые агрегаты развивали мощное до 130 л.с., но были слишком недолговечными, буквально «факирами на час». Однако наработанный инженерный опыт не прошел даром.

500_1.jpg (18826 bytes)

В 1948 году родился модернизированный мотор «Fiat 500B» с верхнерасположенными клапанами, бензонасосом, новым впускным коллектором и  вертикальным карбюратором, заменившим старый горизонтальный. Да и сам «мышонок» с 1948 года подвергся усовершенствованию: получил новую приборную панель, двухспицевый руль, два стеклоочистителя, расширился и выбор кузовов. Если ранее он сводился к вышеупомянутому купе со «скальпом» и фургону, то теперь добавился очень красивый четырехместный универсал с деревянными филенками и каркасом — он назывался «Giardiniera» («Джардиньера»).

500_4.jpg (23471 bytes)

Новая жизнь
С 1949 года крошка сильно изменилась. Каркас кузова остался прежним, но навесные панели стали иными. Модель «Fiat 500C» также получила отопитель и систему вентиляции, алюминиевую головку цилиндров и телескопические амортизаторы. Схожей обновкой обзавелась и французская «Simca 6». Кроме того, от «итальянки» она отличалась облицовкой радиатора. До 1955 года только в Италии было выпущено около 520 тысяч «Topolino». Затем им на смену пришел «Fiat 500 Nuova». В продолжение этого типа сверхкомпактных машинок в 1972 году появилась модель «Fiat 126», в 1980-м — «Panda», в 1992-м — «Cinquecento» и, наконец, в 1998-м — «Seicento». Как видите, у «Topolino» весьма длинная вереница наследников! Поэтому перед главной конторой «Fiat» в Турине стоит мраморная скульптура «пятисотки» в натуральную величину. Достойный памятник выдающейся конструкции!

Читать так же:  Fiat Palio Weekend vs. Skoda Fabia Combi

500_1.jpg (18826 bytes)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button