Нью-Йоркский автосалон 2001
Но чудес не бывает. Цена HUMMER H2 примерно на треть ниже стоимости Хаммера-Первого, и уже из этого следует вывод, что конструкция значительно упрощена. База — обычный Chevrolet Tahoe с 6-литровым двигателем V8. А значит, прыжки по песчаным барханам или сумасшедшая езда по каменистой пустыне быстро обернутся заменой амортизаторов, рулевых наконечников и рычагов подвески. Впрочем, General Motors, которой теперь принадлежит марка HUMMER, уверена в безоблачном будущем нового проекта. Безоблачность излучил и Арнольд Шварценеггер, который выкатил новый внедорожник к публике по зеркальному полу. Арни известен как большой любитель «хаммеров» и человек, который ратует за масштабное строительство дорог, и на этот раз General Motors взяла его «добровольным консультантом» для создания H2. За это, если верить американским газетам, фирма перечислила 13 миллионов долларов в созданный Шварценеггером благотворительный фонд InnerCity Games. Что же, в большом бизнесе свои законы.
Как и HUMMER H2, задолго до нью-йоркского Мотор-Шоу был «засвечен» и другой автомобиль General Motors — родстер Buick Bengal. Увы, современные автомобильные выставки почти не балуют сюрпризами — таковы общие реалии. Сначала происходит «случайная» утечка информации о машине, затем в прессу проникают дизайнерские эскизы проекта, фотографии, сделанные автомобильными папарацци, после чего появляется еще и концепт-кар. Словом, на официальном показе клиент и товар встречаются, как старые знакомые. Корпорацию понять можно: каждый доллар, вложенный сегодня в новую разработку, идет буквально на вес золота. Цена ошибки — потеря лидерства на рынке. А он сегодня необычайно плотный: в тех же внедорожниках можно запутаться. Вот, например, еще один гость нью-йоркского показа — Lincoln Blackwood. Мы видели этот пикап, созданный на базе Navigator, еще на франкфуртском автосалоне 1999 года. Черный лак величественного кузова, черная кожа и черное дерево в роскошном салоне… Сиденья с внутренней вентиляцией и подогревом, отличная аудио-система, традиционные для американских «траков» (пикапы и внедорожники в США относятся к категории trucks — легких грузовиков) подстаканники во всех допустимых углах салона. Недорого, всего 50 тысяч долларов. И «разогретая» задолго шумихой в прессе публика начнет сметать роскошный пикап у дилеров, не успеет еще Мотор-Шоу закрыться.
Но вот сенсация: впервые нам показали другой Lincoln — величественное 5,3-метровое купе Mk9 на литых дисках размером 22 дюйма. Столь необычное для автомобиля название компания сохраняет на протяжении самое малое полувека. Обернешься к прошлому и поймешь: ничего удивительного. Не имевшие собственной глубокой культуры янки всегда испытывали комплекс перед британцами и старались подражать им. В дорогом автомобиле обязательно должно было присутствовать нечто «старосветское» — отделка, название, вензелек какой-нибудь. Mk-такой-то — так в Великобритании обозначали обновленные версии изделий, в том числе и автомобилей. Давно уже перестали так делать, и тут — нате вам! — американцы оказались святее Папы Римского. Lincoln Mk9 к тому же и создан английскими дизайнерами на небольшой британской фирме спортивных автомобилей TWR. Возглавлял команду Джерри Мак-Говерн, бывший стилист Land Rover, а кроме него в команде работали еще двое роверцев — Дэвид Вудхауз и Марек Рейчмэн. Марка Lincoln является самой престижной и дорогой у корпорации Ford Motor, поэтому можно с уверенностью утверждать, что решения Mk9 прошли проверку на соответствие вкусам американского истеблишмента. Таким образом, этот автомобиль подводит своеобразную черту под предыдущими изысканиями дизайнеров: внутренние панели из шершавого алюминия — это модно, сиденья из гладкой кожи — тоже модно, органы управления в стиле «техно» — тем более модно. Рост числа миллионеров в Соединенных Штатах сегодня опережает темпы прироста населения: 70 процентов покупателей марки никогда до этого не владели Lincoln. Словом «новорожденные» голосуют за Lincoln Mk9.
Всем нам хорошо знакомо понятие «Большая тройка». Три ведущие автомобильные корпорации Америки, их так и перечисляли — не по алфавиту, а по величине объемов производства: General Motors, Ford Motor, Chrysler Motor. Все теперь не так. Монолит GM остался неколебим, Ford устоял и возглавил ряды сторонников глоболизации экономики, а вот Chrysler перешел в собственность германского концерна Daimler-Benz. Конечно, сделке постарались придать как можно более политически корректный вид: вроде как две гигантские империи слились в едином порыве для борьбы с конкурентами. На деле оказалось не все так однозначно. Большинство американского управляющего аппарата из Chrysler вытеснено немецкими менеджерами, на американских предприятиях проводится жесточайшая политика экономии, увольняются тысячи рабочих: немцы не намерены мириться с тем, что Chrysler жил не по средствам. И янки ошарашены: как могло произойти, что иностранная компания нанесла их независимому и такому демократичному государству столь мощный удар? Настоящий Перл-Харбор эпохи hi-tech! «Большой тройки», по сути, больше не существует, а говорить «большая двойка» как-то неловко. DaimlerChrysler принадлежат самые большие среди прочих иностранных компаний активы в Северной Америке. Они размещены в компаниях по производству грузовиков Dodge, Freghtliner, Sterling, Western Star, автобусов Thomas Built, пожарных машин La France.
Легковые автомобили — это в первую очередь марка Chrysler. Экспериментальный образец кабриолета на базе Chrysler PT Cruiser даже язык не поворачивается назвать концепт-каром. У серийной машины срезали металлическую крышу и установили тент с электрогидравлическим механизмом от серийного Chrysler Sebring. Весь вопрос в том, когда будет принято решение о начале его серийного производства. Автомобиль-ретро, PT Cruiser собрал за прошлый год 25 призов, в том числе и титул американского «Автомобиля года». Складной мягкий верх как нельзя удачнее подошел к его старомодным линиям.
А что более традиционные автомобили? (Хотя что считать традиционным для Америки, где пикапы — один из наиболее любимых видов транспорта). В Нью-Йорке состоялись заокеанские премьеры таких хорошо уже известных в Европе моделей, как Ford Focus, Honda Civic и Hyundai Elantra. Все это небольшие модели с кузовами хэтчбек, седан или универсал, и их удел — выполнять роль третьей машины в американской семье. На ней ребенок будет осваивать дорожную азбуку, а хозяйка дома — ездить в супермаркет. Машины чуть большего размера, длиной более 4,5 метра, имеют в США более радужные перспективы. На них ездит интеллигенция — люди, понимающие, что нужно экономить топливо и оберегать окружающую среду. Такие автомобили нередко берут на службу в полицию, особенно если речь идет о машине, сделанной в Штатах. Седан среднего класса Nissan Altima как раз к таким и относится. Его будут выпускать в городе Смирна, штат Теннесси. Altima оснащена двигателем 3,5 литра V6 мощностью 240 л.с. Компания рассчитывает продать около 200 тысяч таких седанов, которые составят конкуренцию Honda Accord и Toyota Camry, тоже, кстати, американской сборки.
Таким было это Мотор-Шоу. Ярким и в то же время обыденным. Щедрым на новинки, большая часть которых ни для кого уже не являлась новостью. Просто публика смогла лишний раз убедиться, что автомобильный мир не перевернулся и продолжает двигаться в прежнем направлении.